Анализ затрат за период с 01 августа 2003 года по 01 августа 2004 года показывает следующие результаты:
Таблица. РАСЧЕТ РАСХОДОВ НА ЕДИНИЦУ ПРОДУКЦИИ (по ДДС) 01.08.2003-01.08.2004
1. в силу того, что реализация товара учитывается «котловым методом», т.е. без разделения по направлениям деятельности, объем реализации семян овощей и цветов и газонной травы определен на основе данных за предыдущий период
2. доля по направлениям в реализации взята для определения доли накладных расходов
Таблица. Себестоимость, выручка, доходность, рентабельность
Анализ затрат позволяет определить пороговые значения выручки и количества реализуемого товара по направлениям. Итоги расчета, приведенные в таблицах ниже, показывают, что агрофирма работает с убытком по основным направлениям своей деятельности, и для того, чтобы выйти на точку безубыточности, ей нужно незначительно увеличить объем реализации семян цветов и овощей – в 1,03 раза, и на 45% увеличить объем реализации газонной травы.
В качестве планируемой рентабельности для расчета был по семенам овощей и цветов был выбран показатель в 20% годовых, по газонной траве – 40%. Результаты расчетов приведены в таблице ниже:
Таблица. Рентабельность, выручка планируемая
Таким образом, для того чтобы достичь планируемого уровня рентабельности и объема выручки, необходимо увеличить объем реализации семян овощей и цветов в 1,4 раза, а семян газонной травы – более, чем в 2,5 раза и поднять объем выручки по агрофирме в 1,7 раза.
На основе данных за релевантный период был составлен управленческий отчет о прибылях и убытках организации:
Таблица. ОПиУ
Статьи прочего дохода и расхода не поддаются расшифровке в силу отсутствия первичных данных, однако со слов директора организации в них включены доходы и расходы от прочих торговых и посреднических операций по перепродаже грунтов, щебенки, стройматериалов и т.д. Данные операции являются высокоприбыльными, однако носят разовый, стихийный характер, хотя и позволяют агрофирме, образно говоря, сводить концы с концами. В целом же из вышеприведенного отчета очевидно, что основная деятельность организации убыточна.
ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Автор данной работы был приглашен учредителем агрофирмы на должность директора по развитию с тем, чтобы последний занял место директора или антикризисного управляющего в том случае, если бизнес представляет собой рентабельное, доходное дело. В связи с этим основные вопросы, поставленные перед любым новым управляющим организации, звучат следующим образом:
- какова рентабельность и доходность подобного бизнеса вообще, безотносительно данного предприятия
- если этот вид бизнеса перспективен и доходен, то по какой причине данная агрофирма не дает запланированных или возможных показателей прибыли и доходности
Автором работы запланированы и проведены следующие подготовительные мероприятия:
Таблица
Краткое описание возможной стратегии компании позволяет даже на данном этапе определить состав санационных мероприятий, направленных на оздоровление бизнеса.
Первая стратегия – работа на дешевом крае, для нее характерны следующие особенности:
- работа на обороте, т.е. низкая торговая наценка, дающая прибыль за счет большого операционного рычага, иначе – объема производства и сбыта
- средний, «проверенный» ассортимент продукции, ежегодно пополняемый новыми «модными» позициями
- возможно более низкая цена закупки продукции
- низкая себестоимость как за счет снижения переменных затрат (операционный рычаг от большого оборота), так и благодаря оптимизации или даже жесткого регулирования «вниз» постоянных затрат (т.н. накладных расходов)
Матрица анализа стратегии дешевого края:
Сила и слабость |
Возможности |
Угрозы |
Сильные стороны
1. быстрая оборачиваемость средств
2. низкая себестоимость товара |
Сила + Возможности
1. работа на собственных вложенных изначально средствах, независимость от кредиторов
2. высокая конкурентоспособность на текущий момент |
Сила + Угрозы
1. слишком большой рычаг (зависимость от оборота) угрожает убытками при повышении расходов и падении рентабельности
2. низкий запас финансовой прочности |
Слабые стороны
1. небогатый ассортимент
2. большая зависимость от уровня затрат
3. большой складской запас |
Слабость + Возможности
1. осторожная замена устаревших позиций
2. оптимизация затрат
3. возможность удовлетворить любой количественный спрос |
Слабость + Угрозы
1. потеря рынка ввиду устаревания ассортимента
2. падение нормы прибыли ниже себестоимости
3. потеря товарных свойств, замораживание денежных средств |
Вторая стратегия – работа на дорогом, эксклюзивном крае, для нее характерны следующие особенности:
- получение прибыли с каждой единицы продукции вследствие высокой цены продажи
- либо очень широкий, либо эксклюзивный ассортимент продукции, в небольших количествах по каждой позиции
- средняя или более высокая цена закупки, позволяющая иметь данный вид всегда в наличии без большого товарного запаса
- высокая продажная цена позволяет предоставлять более качественное обслуживание, что неизменно приводит к росту накладных расходов
Матрица анализа стратегии дорогого края:
Сила и слабость |
Возможности |
Угрозы |
Сильные стороны:
1. богатый ассортимент и качественный сервис
2. «тощий» склад
3. большая прибыль на единицу продукции |
Сила + Возможности
1. высокая конкурентоспособность в будущем
2. экономия на складских запасах
3. большой запас финансовой прочности |
Сила + Угрозы
1. текущая нерентабельность
2. невозможность удовлетворить количественный спрос
3. недостаток оборотных средств |
Слабые стороны:
1. низкая оборачиваемость денежных средств
2. высокая цена продукции |
Слабость + Возможности
1. возможность кредитования
2. возможность работы на «дорогого» покупателя |
Слабость + Угрозы
1. дефицит оборотных денежных средств
2. зависимость от небольшой ниши на потребительском рынке |
Исходя из истории и особенностей развития агрофирмы, а также из финансовых возможностей, автор работы склоняется к стратегии дорого края, что предусматривает следующий ряд оздоровительных мероприятий:
№ п.п. |
Наименование мероприятий |
Сроки проведения |
Финансовые ресурсы |
Примечания |
1. |
Оптимизация кадровой структуры и бизнес процессов |
Июль-август 2005 года |
Не требуются |
В рамках существующей |
2. |
Закупки продукции согласно стратегии дорогого края |
Июль-сентябрь 2005 года |
До 50.000 у.е. |
Кредитование учредителем |
3. |
Рекламная кампания |
Сентябрь-ноябрь 2005 года |
5-7.000 у.е. |
В СМИ, рекомендованных консультантами |
4. |
Строгая финансовая отчетность, бюджетирование организации |
Весь последующий период существования |
Не требуются |
|
5. |
Выход организации из зоны теневой экономики |
Июнь-август 2005 года |
Не требуются |
В рамках существующей или новой организации |
|
Завершение санационного периода |
Общие сроки – 3 месяца |
Кредит – 50 000 у.е.
Реклама – 7 000 у.е.
ИТОГО – 57 000 у.е |
|
Таким образом, общая стоимость оздоровительных мероприятий составляет 80.800 у.е., общие сроки проведения – 6 месяцев.
Таблица. ОПиУ прогнозный