УслугиФинансы на потом?
Опыт общения с инвесторами - тяжкое бремя. Все-таки с 1993 года в российском бизнесе, не шутка.
Все эти годы приходилось быть не только руководителем старт-апов, предприятий и проектов, но и финансовым директором - либо управляющей компании, либо всего бизнеса, разница не большая. Ответственность за правильный и своевременный учет вложенных инвестором средств всегда лежала на мне.
Мои инвесторы часто бывали недовольны ходом развития проекта - вложение средств не самое приятное и легкое занятие - однако они всегда четко знали, сколько "вешать в граммах" - сколько вложено средств, на какие статьи расходов они потрачены, когда ожидать возврата и какой доход можно получить в будущем.
Став самостоятельной бизнес-единицей - финансовым директором на аутсорсинге - я столкнулась со странной проблемой. Инвесторы беспечно машут рукой - лиха беда начало, не до учетов и расчетов сейчас, вот дорастем, дотянемся, доразовьемся, тогда и посмотрим.
Проходит время, инвестор в любом случае хватается за голову - либо бизнес тонет и нужно понять, как и в какие деньги нужно выйти, чтобы не потерять все; либо бизнес на подъеме и его пора грамотно оценить и мультиплицировать, либо бизнес стагнирует и нужно принять нелегкое решение. Но данные о бизнесе либо неполные, либо отсутствуют вообще, либо отражают среднюю температуру по больнице - что-то считает бухгалтер, что-то - генеральный директор, а картинка получается размазанной и неясной.
Мой совет в такой ситуации крайне простой - как только инвестор решает идти в тот или иной проект, вне зависимости от его величины и значимости, цели и шттата персонала - нужен тот, кто начнет считать средства и ресурсы инвестора, вложенные именно в этот проект. Даже если на каком-то этапе инвестор принимает решение отказаться от старт-апа, понимание того, что на самом деле средства потраченные гораздо меньше того, что еще не было закинуто в топку, будет греть ему душу.