УслугиО бизнес-плане замолвите слово
Так хочется назвать эту заметку.
Худо-бедно, но это слово постепенно прочно проникло в обиход среднего и малого предпринимателя. Теперь уже вроде и не комильфо открывать кафе или салон красоты без бизнес плана. Сколько должен стоить такой документ по мнению заказчика? Увы и ах, зачастую это почти что самая "худая" статья венчурного бюджета - то есть бюджета, направленного на стартап нового бизнеса. Еще ничего нет и очень не хочется тратить деньги на эту черную дыру, не понимая, а будет ли от нее прок. То ли дело - оборудование, и предприниматель, любовно поглаживая стойку, недолго думая, заказывает бизнес план у поставщика оборудования, благо тот "в теме". Вот и первый путь экономии - такой план обычно бесплатен и идет к поставке. Годится он или нет, судите сами - его задача вынудить заказать, то есть экономически оправдать, определенное оборудование и технологию.
Второй путь более извилистый и сложный - заказать бизнес план на каком-нибудь полубесплатном сайте, полуфабрикат с указанием средней температуры по больнице - среднего-пресреднего чека, средней-пресредней выручки, рентабельности и доходности. Стоит сей документ недорого - и ему вправду грош цена в базарный день - его можно показывать, как доказательство серьезных намерений, но работать по нему нельзя, а уж сверяться с ним как с компасом - тем паче.
Настоящий бизнес план должен непреложно обладать следующими качествами:
1. Иметь в основе настраиваемую по параметрам модель бизнеса
2. Обрабатывать те же параметры, статьи, что в дальнейшем будут фигурировать в управленческом учете и отчетности
3. Перетекать легко и плавно в бюджетирование и отчетность реального бизнеса
Без этого бизнес план - просто красивая, но бесполезная бумажка, даже если она вам ничего не стоила.
Кстати, о том, сколько стоит настоящий бизнес план для малого и среднего бизнеса. Проще всего здесь отталкиваться от времени работы - на настоящий документ вряд ли уйдет меньше месяца - при условии, что вы или ваши сотрудники предоставите полную первичную информацию или потратите время на объяснение сути вашего бизнеса. А если нет ни времени, ни информации, ни даже идей, то консультант или финансовый директор потратит на это не менее 2 месяцев труда. Вот и стоит такой бизнес план около 2% от будущего оборота заведения - не много, но и не мало, а столько, сколько нужно для здоровья бизнеса.