Лекции | ФинансыФинансовые аспекты менеджмента проектов. Себестоимость
Введение
В цикле предшествующих статей были подробно проанализированы аспекты работы над бизнес-планом и его составной частью – финансовым планом. В статьях, посвященных плану затрат и выручки, уже была затронута тема рентабельности инвестиций, рентабельности бизнеса. Однако рассмотрение данного вопроса невозможно без анализа себестоимости и ценообразования, которым и будут посвящены две следующие статьи цикла.
Себестоимость, цена, капитал. Себестоимость
Сложность работы с себестоимостью в целом и в индустрии здоровья и красоты в частности, обусловлена следующими факторами:
- Существуют различные виды себестоимости, в том числе:
- Полная себестоимость, необходимая для принятия важнейших управленческих решений
- Частичная прямая себестоимость – применяется для решения частных вопросов
- Себестоимость по отдельным подразделениям и центрам занятости
Зачастую бывает так, что расчет себестоимости ведется различными сотрудниками на разном уровне и с разными целями:
- Главный бухгалтер считает общую себестоимость всего объекта как принято в бухгалтерском учете;
- Менеджеры по продажам или специалисты считают частичную или прямую себестоимость для нужд ценообразования и прочих вопросов, связанных с продажами;
- Руководство или менеджер по персоналу занимается вопросами себестоимости в рамках подразделений с целью определения, например, коэффициента трудового участия, расчета рентабельности отдельных направлений и т.п.
Таким образом, не существует единой правильной картины, доступной всем заинтересованным лицам и являющейся:
- Результатом регулярного расчета по фактическим показателям
- Базой для сравнения плановых и фактических значений
- Основой и инструментом для принятия управленческих решений
Ясности не добавляют и методы калькуляции себестоимости. Существуют методы управления прямыми затратами, включающие анализ фактических отклонений от плановых показателей (стандарт-костинг в литературе), методы учета прямых затрат при списании накладных или косвенных затрат на общие результаты периода (директ-костинг), методы расчета полной фактической себестоимости. Так же разнообразно осуществляется и учет себестоимости, что в целом приводит к картине «средней температуры по больнице» или, иными словами, к получению внутренне противоречивых, неполных, усредненных данных, не говорящих руководителю практически ни о чем.
Во избежание такого плачевного результата, получаемого, кстати говоря, путем долгих и трудоемких расчетов, мы рекомендуем следующее:
- Поручить расчет как прогнозной, так и фактической себестоимости финансовому менеджеру/директору или другому лицу, ответственному за финансовый менеджмент проекта
- Производить калькуляцию полной фактической себестоимости по отделениям/направлениям и далее – по отдельным услугам/товарам
- Производить как плановую калькуляцию в качестве основы для ценообразования и бюджетирования, так фактическую калькуляцию и анализ отклонений
- Изначально закладывать в расчет себестоимости деление затрат на прямые (условно переменные) и накладные (условно постоянные), см.статью о составе затрат
- Производить следующие расчеты на основании калькуляции себестоимости:
- Маржинальный анализ или расчет маржинального дохода, показывающего, насколько цена выше прямых или переменных затрат (показатель будущего дохода)
- Расчет операционного рычага или опережение роста прибыли над ростом выручки
- Расчет точки безубыточности как объема выручки, покрывающего все текущие затраты
- Расчет запаса финансовой прочности, т.е. разницы между фактическим объемом услуг или выручки и нижним пороговым объемом, после которого выручка перестает покрывать все текущие расходы
Деление затрат на условно постоянные (не зависящие от объема оказанных услуг) и условно переменные (зависящие от объема услуг) подробно рассматривалось в статье о затратах. Напомним лишь их общую классификацию:
- Переменные затраты
- Зарплата персонала
- Материалы
- Амортизация оборудования
- Постоянные затраты
- Коммерческие и управленческие
- Общепроизводственные
- Расходы на прочий персонал
- Налоги
Следует заметить, что деление затрат на прямые, т.е. непосредственно относящиеся к процессу оказания услуги или продажи товара, и накладные, не имеющие прямого отношения к услуге или товару, практически всегда совпадает с делением затрат на переменные и постоянные. Для упрощения экономической модели будем считать именно так. Следовательно, классификация затрат принимает следующий вид:
- Прямые затраты
- Зарплата персонала (производственного персонала в части, зависящей от выручки)
- Материалы
- Амортизация оборудования
- Накладные затраты
- Коммерческие и управленческие
- Общепроизводственные
- Расходы на прочий персонал
- Налоги
Таким образом, себестоимость складывается из:
- Прямые расходы на услугу/товар - зарплата персонала, материалы, амортизация оборудования на услугу/товар
- Накладные расходы на услугу/товар – все накладные расходы «*» доля товара/услуг в общей выручке
Чем больше объем оказываемых услуг/продажи товара и, соответственно выручка, тем меньше доля накладных расходов, приходящаяся как в целом на все услуги, так и конкретно на каждую отдельную услугу или товар. А если иметь в виду тот факт, что во многих видах бизнеса и, в частности, в сервисе, доля прямых или переменных затрат относительно невелика – 15-20%, а доля постоянных или накладных доходит до 70-80%, то становится понятно, каким образом постоянные или накладные расходы влияют на себестоимость и на прибыль. Расчеты показывают, что при падении выручки в целом прибыль падает, однако пружинит «подушка» постоянных затрат, что приводит к тому, что прибыль падает меньше в процентном отношении, чем выручке. При росте же выручки – растет быстрее, чем увеличивается выручка.
Таким образом, работа с себестоимостью должна вестись по следующим направлениям:
- Разделение состава затрат на постоянные и переменные
- Расчет затрат по подразделениям
- расчет затрат на единицы услуг/товаров;
- Расчет чистой прибыли на единицу услуг/товаров
- Расчет цены на единицу услуг/товаров
- Расчет точки безубыточности – выручки, которая покрывает все текущие расходы
Полученная в результате калькуляции полная прогнозная или фактическая себестоимость ложится в основу работы над ценообразованием, о чем пойдет речь в следующей статье цикла.