Богатство лучше, чем бедность, - но только по финансовым причинам. Вуди Аллен
:: E-MAIL   

Услуги
  • Лекции | Финансы

    Финансовые аспекты менеджмента проектов. Себестоимость

    Введение

    В цикле предшествующих статей были подробно проанализированы аспекты работы над бизнес-планом и его составной частью – финансовым планом. В статьях, посвященных плану затрат и выручки, уже была затронута тема рентабельности инвестиций, рентабельности бизнеса. Однако рассмотрение данного вопроса невозможно без анализа себестоимости и ценообразования, которым и будут посвящены две следующие статьи цикла.

     

     

    Себестоимость, цена, капитал. Себестоимость

    Сложность работы с себестоимостью в целом и в индустрии здоровья и красоты в частности, обусловлена следующими факторами:

    • Существуют различные виды себестоимости, в том числе:
      • Полная себестоимость, необходимая для принятия важнейших управленческих решений
      • Частичная прямая себестоимость – применяется для решения частных вопросов
      • Себестоимость по отдельным подразделениям и центрам занятости

    Зачастую бывает так, что расчет себестоимости ведется различными сотрудниками на разном уровне и с разными целями:

    • Главный бухгалтер считает общую себестоимость всего объекта как принято в бухгалтерском учете;
    • Менеджеры по продажам или специалисты считают частичную или прямую себестоимость для нужд ценообразования и прочих вопросов, связанных с продажами;
    • Руководство или менеджер по персоналу занимается вопросами себестоимости в рамках подразделений с целью определения, например, коэффициента трудового участия, расчета рентабельности отдельных направлений и т.п.

    Таким образом, не существует единой правильной картины, доступной всем заинтересованным лицам и являющейся:

    • Результатом регулярного расчета по фактическим показателям
    • Базой для сравнения плановых и фактических значений
    • Основой и инструментом для принятия управленческих решений

    Ясности не добавляют и методы калькуляции себестоимости. Существуют методы управления прямыми затратами, включающие анализ фактических отклонений от плановых показателей (стандарт-костинг в литературе), методы учета прямых затрат при списании накладных или косвенных затрат на общие результаты периода (директ-костинг), методы расчета полной фактической себестоимости. Так же разнообразно осуществляется и учет себестоимости, что в целом приводит к картине «средней температуры по больнице» или, иными словами, к получению внутренне противоречивых, неполных, усредненных данных, не говорящих руководителю практически ни о чем.

    Во избежание такого плачевного результата, получаемого, кстати говоря, путем долгих и трудоемких расчетов, мы рекомендуем следующее:

    • Поручить расчет как прогнозной, так и фактической себестоимости финансовому менеджеру/директору или другому лицу, ответственному за  финансовый менеджмент проекта
    • Производить калькуляцию полной фактической себестоимости по отделениям/направлениям и далее – по отдельным услугам/товарам
    • Производить как плановую калькуляцию в качестве основы для ценообразования и бюджетирования, так фактическую калькуляцию и анализ отклонений
    • Изначально закладывать в расчет себестоимости деление затрат на прямые (условно переменные) и накладные (условно постоянные), см.статью о составе затрат
    • Производить следующие расчеты на основании калькуляции себестоимости:
      • Маржинальный анализ или расчет маржинального дохода, показывающего, насколько цена выше прямых или переменных затрат (показатель будущего дохода)
      • Расчет операционного рычага  или опережение роста прибыли над ростом выручки
      • Расчет точки безубыточности как объема выручки, покрывающего все текущие затраты
      • Расчет запаса финансовой прочности, т.е. разницы между фактическим объемом услуг или выручки и нижним пороговым объемом, после которого выручка перестает покрывать все текущие расходы

    Деление затрат на условно постоянные (не зависящие от объема оказанных услуг) и условно переменные (зависящие от объема услуг) подробно рассматривалось в статье о затратах. Напомним лишь их общую классификацию:

    • Переменные затраты
      • Зарплата персонала
      • Материалы
      • Амортизация оборудования
    • Постоянные затраты
      • Коммерческие и управленческие
      • Общепроизводственные
      • Расходы на прочий персонал
      • Налоги

    Следует заметить, что деление затрат на прямые, т.е. непосредственно относящиеся к процессу оказания услуги или продажи товара, и накладные, не имеющие прямого отношения к услуге или товару, практически всегда совпадает с делением затрат на переменные и постоянные. Для упрощения экономической модели будем считать именно так. Следовательно, классификация затрат принимает следующий вид:

    • Прямые затраты
      • Зарплата персонала (производственного персонала в части, зависящей от выручки)
      • Материалы
      • Амортизация оборудования
    • Накладные затраты
      • Коммерческие и управленческие
      • Общепроизводственные
      • Расходы на прочий персонал
      • Налоги

    Таким образом, себестоимость складывается из:

    • Прямые расходы на услугу/товар - зарплата персонала, материалы, амортизация оборудования на услугу/товар
    • Накладные расходы на услугу/товар – все накладные расходы «*» доля товара/услуг в общей выручке

    Чем больше объем оказываемых услуг/продажи товара и, соответственно выручка, тем меньше доля накладных расходов, приходящаяся как в целом на все услуги, так и конкретно на каждую отдельную услугу или товар. А если иметь в виду тот факт, что во многих видах бизнеса и, в частности, в сервисе, доля прямых или переменных затрат относительно невелика – 15-20%, а доля постоянных или накладных доходит до 70-80%, то становится понятно, каким образом постоянные или накладные расходы влияют на себестоимость и на прибыль. Расчеты показывают, что при падении выручки в целом прибыль падает, однако пружинит «подушка» постоянных затрат, что приводит к тому, что прибыль падает меньше в процентном отношении, чем выручке. При росте же выручки – растет быстрее, чем увеличивается выручка.

    Таким образом, работа с себестоимостью должна вестись по следующим направлениям:

    • Разделение состава затрат на постоянные и переменные
    • Расчет затрат по подразделениям
    • расчет затрат на единицы услуг/товаров;
    • Расчет чистой прибыли на единицу услуг/товаров
    • Расчет цены на единицу услуг/товаров
    • Расчет точки безубыточности – выручки, которая покрывает все текущие расходы

    Полученная в результате калькуляции полная прогнозная или фактическая себестоимость ложится в основу работы над ценообразованием, о чем пойдет речь в следующей статье цикла.








    :: О компании :: Новости :: Обучение :: Рекомендации :: Услуги :: Контакты ::
  • Новости:

  • 19.06.15. Большому кораблю – большое плавание!
  • 18.06.15. Красота в библиотеке
  • 18.02.15. Тренинг по работе с кассой
  • 05.09.13. Давайте продавать красиво!
  • 23.07.13. Лучшее – детям!
  • 11.07.13. Красивое сотрудничество
  • 20.04.13. Здоровье и смерть
  • 08.12.12. Посылаем всем в офисы рождественского ангелочка!
  • 07.01.12. С Рождеством!
  • 30.12.11. С Новым Годом!
  • :: E-mail
    © МИ - агентство мобильного консалтинга и обучения.
    © Разработка и web-design: студия "WEB-техника".