Услуги | Бизнес по-маленькомуВступление
Идея написать эту книгу пришла мне в голову после 12-часовой смены за стойкой кафе, общения с поставщиками, отправки десятка сообщений по электронной почте, проведения платежей в интернетбанке, занесения данных в управленческую версию 1С, прямо перед сном и сразу после отпаривания рук от кофейной гущи.
Впереди мне предстояла ровно такая же смена, потому что я работаю два через два. Пожалуй, стоит пояснить, кто это я. Я — это собственник, инвестор, руководитель проекта, финансовый директор, директор по развитию, зам по кадрам, менеджер-администратор, бухгалтер по первичке, кассир, официант-бариста и по совместительству — подсобный рабочий и уборщица в одном лице. Место моей работы — небольшое кафе «Колония. Кофе.Символы.Слова», расположенное на территории бывшей фабрики «Красный Октябрь», время — сегодняшнее, после кризиса 2008 года.
Это еще не все. В недавнем прошлом я — топ-менеджер ряда больших российских компаний, руководитель многомиллионных (в валютном исчислении, разумеется!) проектов, обладатель двух престижных дипломов о высшем образовании, магистр финансового менеджмента, преподаватель бюджетирования и бизнес-планирования, гуру в индустрии здоровья и красоты, без пяти минут кандидат филологических наук, и прочая, прочая, прочая...
В сегодняшнем настоящем я субъект малого бизнеса — скажем прямо, ну очень малого, практически маленького бизнеса, а попросту говоря — хозяйка кофейни, работающая сама на себя. Кроме меня, в кафе трудится официант-бариста и уборщица, и я безуспешно пытаюсь найти второго официанта, чтобы перестать заниматься текучкой и перейти к более глобальным проблемам — например, оптимизации закупок, расширению ассортиментного ряда, организации корпоративных вечеринок, повышению эффективности рекламы и т.д. Пока что мне как заместителю самой себя по кадрам приходится ежедневно сталкиваться с реалиями российского трудового рынка и права, но об этом позднее. Главное заключается не в этом.
Главное заключается в том, что я сделала ЭТО - то, чего интуитивно не хотела делать всю свою сознательную трудовую жизнь, то, от чего отнекивалась и отказывалась еще в далеких 90-ых в Голландии, то, за что в душе жалела друзей-предпринимателей, то, во что категорически не хотела влезать, пока не окажусь на пенсии и то, во что меня практически шантажом втянул собственный супруг. Это — собственный малый бизнес, или бизнес по-маленькому, как я его теперь называю. Это — самый большой и рискованный шаг в моей жизни, если не считать возвращения в Россию во время путча 1993 года, замужества за художником, рождения ребенка в воду и издания художественных книг в годы мировых финансовых кризисов. Это — самый неудачный и геморройный дауншифтинг, какой только может себе представить уставший от жизни «золотой воротничок».
Всякая книга пишется с какой-нибудь целью. Оставив в стороне соображения внутреннего рода и материального порядка, скажу, для кого я села писать эти строчки. Эта книга для тех, кто как я, не по собственной воле, был вынужден родиться в одной эпохе и в одном государстве, а жить совершенном в ином мире. Для тех, кто как я, в полной мере испытал на собственной шкуре китайское проклятье — чтоб тебе жить в эпоху перемен. Для тех, кто как я, получил прекрасное и бесплатное, но никому в этой стране не нужное первое образование для души, чтобы затем, в весьма зрелом возрасте, снова сесть на студенческую скамью — уже за свои кровно заработанные, чтобы гордо именоваться MBA. Для тех, кто как я, хорошо помнит бизнес 90-ых и так же четко понимает, что 2010-ые не сильно от них отличаются. Для тех, кто как я, остался в кризис без работы, потому что — и причин здесь несколько — уж очень overqualified для такой работы, спрашивает как проехать на машине к месту собеседования, слишком тонко улыбается во время описания сферы будущей деятельности, не пытается замаскировать интеллект и опыт исполнительностью и предупредительностью, а главное — не желает снижать до минимума чувство собственного достоинства и зарплатные ожидания.
Сразу оговорюсь, чего в этой книге нет. В ней нет советов, как жить до, после и во время кризиса и безработицы. В ней нет указаний на то, как создать, раскрутить и не потерять собственный бизнес. В ней нет бизнес-планов, концепций, финансовых отчетов, договоров с поставщиками, списков производителей оборудования и должностных инструкций персонала. В ней нет телефонов вышестоящих организаций, координат своих людей в санэпидстанции, госопожнадзоре и АТИ, а также выходов на нужных чиновников в ФНС И ПФ. Все это суть услуги, и автор с удовольствием оказывает их за деньги в свое свободное от стояния за стойкой время в качестве управляющего партнера независимого агентства мобильного консалтинга и обучения МИ (www.mi86.ru – немного рекламы никогда не помешает, не правда ли?) вместе с другим партнером агентсва Ириной Цибизовой, и это — абсолютно нормально на сегодняшний день для таких, как мы.
Что же в этой книге есть и зачем ее читать, спросите вы, и я отвечу на эти вопросы по порядку. Эта книга о том, что испытывает наемный топ-менеджер, впутавшись в российский малый бизнес или бизнес по-маленькому, чего ему стоить ожидать, чего бояться и как с этим справляться без помощи психиатра. Эта книга о том, с какими большими проблемами малого бизнеса приходится сталкиваться к тому, кто привык ворочать миллионами, не замечая людей и копеек под ногами, как собирать в кучку тех и других, не теряя собственного достоинства и веры в человеческую натуру. Эта книга о том, как перестроить собственное сознание таким волшебным образом, чтобы начать довольствоваться малым (или маленьким), извлекая из него большие выгоды — как материальные, так и духовные.
И кое-что в напутствие. Вы можете не покупать эту книгу, купив ее — выбросить не читая, прочитав — не понять с первого раза, и так далее. Главное помните, нет — это то, что у вас уже есть изначально, может, просто стоит попробовать, как выражается моя дражайшая дочь, а уж она — большой спец по части пробования. Обычно, аккуратно съев кусочек незнакомого блюда, она вежливо, но твердо говорит: понравилось, но больше не хочу. А вдруг вы захотите еще?