Когда у человека нет работы, он на многое способен. Станислав Ежи Лец
:: E-MAIL   

Услуги
  • Лекции | Финансы

    Финансовые аспекты менеджмента проектов. План выручки

    Введение

    В предшествующей статье были подробно рассмотрены затраты, формирующие основу работы над финансовым планом. Их уравновешивает выручка, являющаяся предметом данной статьи.

     

     

    Финансовый план. План выручки

    План выручки представляет собой доходную часть финансового плана, которая должна общим нарастающим итогом на протяжении всего горизонта планирования проекта превышать все затраты по проекту – как инвестиционные, так и текущие.

    Еще до начала любого бизнеса (а значит, задолго до возникновения подробного бизнес-плана) потенциальный инвестор тем или иным образом моделирует в своем представлении будущую выручку. Вполне понятно, что такое представление о размере выручки весьма приблизительно, однако оно дает общую картину, на основании которой инвестор может либо разрабатывать план проекта, либо окончательно от него отказаться. Одним из распространенных методов приблизительного моделирования выручки является т.н. подсчет выручки с квадратного метра рабочей площади по следующему алгоритму:

    • Определение производственных площадей
    • Определение рабочих мест на площадях
    • Расчет выручки с рабочих мест площадей

     

    Очевидно, что такой прогноз выручки приемлем лишь на начальном этапе работы. В дальнейшем при составлении бизнес-плана требуются совершенно иные, более тонкие и точные инструменты прогнозирования доходов.

    Наиболее эффективным представляется следующее моделирование доходной части финансового плана:

    • Моделирование по технологии
    • Моделирование по времени
    • Моделирование при помощи прейскуранта
    • Расчет среднего чека
    • Услуги
    • Товары
    • Расчет вероятности

    Моделирование по технологии означает учет функциональных подразделений объекта или направлений внутри бизнеса.

    Моделирование по времени предполагает расчет выручки с учетом рабочего времени, количества рабочих дней в месяце, в году.

    Разработанный прейскурант позволит разработать средневзвешенную стоимость тех или иных услуг или товаров и с ее помощью рассчитать средний чек по данному объекту.

    Естественно, что оказываемые услуги и реализуемые товары должны рассматриваться в финансовом плане как отдельные направления формирования выручки, тем более, что они зачастую совершенно различным образом облагаются налогами. Так, медицинские услуги не облагаются НДС, в то время как любые товары, в т.ч. лекарства, реализуемые клиентам, подлежат обязательному обложению НДС.

    Расчет вероятности оказания услуг является, безусловно, исключительно экспертной оценкой авторов финансового плана, однако он должен основываться на реальном опыте и учитывать такие немаловажные факторы, как время после открытия объекта, степень его известности на рынке, среднюю загрузку на том или ином этапе расчетов и прочие субъективные данные. Общим итогом подобных предположений будет некая вероятность, выраженная в диапазоне от нуля (нулевая вероятность) до 1 (100% вероятность).

    Нелишним будет еще раз остановиться на необходимости моделирования выручки по функциональным подразделениям, направлениям бизнеса. Трудно переоценить подобную степень детализации расчетов, поскольку она придает финансовому плану свойства настоящей модели:

    v    Моделирование по центрам ответственности (рабочим местам) в составе функциональных подразделений производится на основании  прейскуранта, среднего чека и вероятной посещаемости данного кабинета

    v    Оно позволяет сравнить различные варианты технического оснащения и применяемые технологии, а значит, сравнить доходность различных вариантов

    v    Оно дает возможность всесторонне оценить рабочее время персонала, его эффективность

    v    В целом, подобное моделирование позволяет перейти к вопросу рентабельности функциональных подразделений, услуг и товаров

    Таким образом, прогнозирование доходной части финансового плана тем более точно, чем более проработана содержательная часть бизнес-плана в целом – функциональные подразделения внутри объекта, направления бизнеса, количество и квалификация персонала, рабочий график, предоставляемые услуги, их цена и т.п. Вполне понятно, что достичь такой детализации в проекте достаточно нелегко, но, будучи заложенной в основу финансового плана, она будет впоследствии корректироваться самой жизнью и ее будет легко наполнять реальными цифрами во время составления управленческой отчетности и ведении бюджетов.

    Чрезвычайно важно, чтобы доходную часть правильно, а не «котловым методом», как это часто происходит в действительности, отражали в бухгалтерском учете. Во-первых, и речь об этом уже шла выше, различные виды услуг и товаров по-разному облагаются налогами. Во-вторых, сведенные в одну статью «доходы от основного вида деятельности» с трудом поддаются анализу и оценке и требуют отдельной обработки их финансовым менеджером или директором для выявления нерентабельных подразделений, не прибыльных видов бизнеса внутри объекта. И, наконец, такой общий учет доходов не позволяет грамотно рассчитать себестоимость услуг, что чрезвычайно важно для того, чтобы заниматься обоснованным ценообразованием.

    Прогноз доходной части, сопоставленный с расходной частью, является моментом истины для любого инвестора. Если доходы покрывают текущие расходы, то речь идет о текущей безубыточности, если доходы выше расходов – возникает основание перейти либо к дальнейшему развитию бизнеса, либо к возврату произведенных инвестиций. Наиболее сложный случай – когда доходы не покрывают расходы, и встает вопрос о дополнительном текущем финансировании бизнеса, т.е. о дополнительных инвестициях уже не в активы, а в текущий оборотный капитал.

    Размер подобного финансирования наиболее четко определяется в расчете потоков денежных средств – составной части любого финансового плана, бюджета, отчета.

    Составление потоков денежных средств, работа с ними в рамках планирования, бюджетирования, отчетности – тема следующей статьи цикла.







    :: О компании :: Новости :: Обучение :: Рекомендации :: Услуги :: Контакты ::
  • Новости:

  • 19.06.15. Большому кораблю – большое плавание!
  • 18.06.15. Красота в библиотеке
  • 18.02.15. Тренинг по работе с кассой
  • 05.09.13. Давайте продавать красиво!
  • 23.07.13. Лучшее – детям!
  • 11.07.13. Красивое сотрудничество
  • 20.04.13. Здоровье и смерть
  • 08.12.12. Посылаем всем в офисы рождественского ангелочка!
  • 07.01.12. С Рождеством!
  • 30.12.11. С Новым Годом!
  • :: E-mail
    © МИ - агентство мобильного консалтинга и обучения.
    © Разработка и web-design: студия "WEB-техника".